Нужна ли моему ребенку подготовка к школе?
Этот вопрос возникает практически у всех мам и пап. А уж дедушки и бабушки и вовсе с недоумением смотрят на молодых родителей, пытающихся пристроить 3-летнего малыша на развивающие занятия. «Зачем платить деньги? В школе всему научат! Я шёл в школу, вообще не умея читать!»- слышим мы порой от своих родителей.
Но современные мамы и папы уверены: без подготовки не обойтись. Действительно, в настоящее время практически не осталось школ, в которых обучают детей чтению и математике с нуля. Конечно, учебные программы предусматривают букварный период, да только практически все новоиспеченные первоклассники приходят в школу, уже умея читать, и учитель ориентируется на большинство, а не на 1-2 малышей, которые еще букв не знают. Программы некоторых гимназий и лицеев вообще рассчитаны на занятия с хорошо читающими и знающими основы математики первоклассниками. И вот уже в начале 2-го полугодия дети учат таблицу умножения… Да, все это действительно так, и не подготовленный к школе ребенок чувствует себя «белой вороной» в классе. Выходит, что подготовка все же нужна… Только какая и что вообще понимается под готовностью к школе?
Проработав много лет с детьми, неоднократно сталкивалась с ситуацией: ребенок ходил на занятия по подготовке, а в школе он испытывает постоянные проблемы. Родители недоумевают: в чем же дело? Что упустили?
Все просто. Когда говорят о необходимости занятий с детьми по подготовке к школе, часто под этим понимают обучение чтению, занятия математикой, подготовку руки к письму. Однако с точки зрения психологов понятие «школьной зрелости» намного шире. «Школьная зрелость, или школьная готовность, — это способность ребенка успешно справиться с той работой, которую ему предложит школа». Оно включает в себя 3 компонента: физический, интеллектуальный, психологический. Физическая готовность — способность ребенка выдерживать нагрузки, связанные с длительным сидением за партой, без усталости работать на протяжении всего урока. Интеллектуальная готовность предполагает определенный кругозор, запас конкретных знаний. Должна быть развита любознательность, а также все психические процессы (внимание, восприятие, память, речь, мышление, воображение). Психологическая готовность - сформированность у первоклассника «внутренней позиции школьника». Ребенок должен ЗАХОТЕТЬ ходить в школу и регулярно там трудиться, подчиняясь школьным правилам. И только когда все 3 составляющие школьной зрелости сформированы, первоклассник будет с радостью бежать на занятия и радовать родителей своими успехами.
Поэтому важно не только дать своему малышу необходимые знания, но и укрепить его физически, и научить его учиться, и помочь психологически настроиться на обучение. Ну а в плане занятий по подготовке к школе… Вы уже, наверное, поняли, что ребенка надо не просто научить считать и читать. И хороший курс развивающих занятий может быть намного важнее чтения и математики...
Буду рада продолжить обсуждение этой темы и ответить на Ваши вопросы.